Расписание факультативных занятий на II полугодие 2023/2024 учебного года
Факультативные занятия – занятия, направленные на повышение у обучающихся интереса к изучаемым учебным предметам, углубление их содержания, активизацию познавательной деятельности, интеллектуальное, духовное и физическое развитие, подготовку к самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования.
Направленность факультативов может быть весьма различной: естественно-математической, гуманитарной, обществоведческой, экологической, военно-патриотической, музыкальной, хореографической, художественной, театральной, спортивной и др.
Функции факультативных занятий:
1) предметно-повышающая: учащиеся на факультативных занятиях повышают уровень изучения отдельных предметов и могут успешно готовиться к предметным олимпиадам и конкурсам;
2) мотивирующая: за счёт удовлетворения на факультативных занятиях потребностей в поиске, познании, творчестве у многих учащихся формируется устойчивая познавательная мотивация к предмету изучения;
3) общеобразовательная: на факультативных занятиях создаются условия для общего развития учащихся, становления их познавательных и социальных компетенций;
4) профориентационная: факультативные занятия могут предоставить учащимся большие возможности для «профессиональных проб», что способствует их познавательному и профессиональному самоопределению.
Целями факультативных занятий могут быть:
- подготовка старшеклассников к централизованному тестированию;
- подготовка одарённых школьников к олимпиадам;
- формирование профориентационной компетентности учащихся базовой школы;
- общекультурное развитие учащихся;
- приобщение учащихся к исследовательской деятельности;
- коррекция пробелов в знаниях и умениях учащихся и др.
Виды факультативных занятий по содержанию:
- факультативы предметной направленности
- факультативы общекультурной и общеразвивающей направленности
- факультативы профориентационной направленности
Виды факультативных занятий по типу преемственности с изучением учебного предмета
Можно различать факультативы по типу преемственности с изучением учебного предмета. Преемственность может быть целевой, содержательной, а также технологической. Обучение учебному предмету в связке с факультативом может вести как один учитель, так и разные педагоги.
Общие положения факультативных занятий
1. Общие положения
Факультативные занятия как форма образовательного процесса в школе организуются в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании (статья 150 гл. 22), Положением об учреждении общего образования (Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 №283 (в ред от 09.11.2021 N 243), Типовым учебным планом (Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 16.05.2022 №120), Специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями к содержанию и эксплуатации учреждений образования (07.08.2019 № 525).
2. Цель факультативных занятий в школе.
Цель организации факультативных занятий в школе – повышение у обучающихся интереса к изучаемым учебным предметам, углубление их содержания, активизация познавательной деятельности, интеллектуальное, духовное и физическое развитие, подготовка к самостоятельному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования.
3. Направления факультативных занятий.
Направления факультативных занятий определяются запросами учащихся и законных представителей ежегодно.
4. Порядок организации факультативных занятий в школе.
4.1. Для организации факультативных занятий в школе учащиеся одного или параллельных классов объединяются в группу. Наполняемость групп составляет не менее пяти учащихся.
4.2. Факультативные занятия предусматриваются специальным расписанием, которое утверждается директором школы, и проводятся до или после уроков.
Дополнительные занятия (факультативные, стимулирующие, поддерживающие) могут проводиться не ранее чем через 20 минут после окончания учебных занятий или перед учебными занятиями в случае их начала не ранее 9.00 или перед началом учебных занятий во вторую смену.
Факультативные занятия в течение учебной недели должны проводиться в дни с наименьшим количеством учебных занятий, в IX – XI классах могут проводиться в шестой школьный день.
Продолжительность факультативного занятия во 2-11 классах не должна превышать 45 минут.
4.3. Часы, выделяемые на факультативные занятия, входят в максимальный объем учебной нагрузки учащегося.
4.4. Основанием для зачисления обучающихся в группу для получения знаний на факультативной основе является письменное заявление родителей (или лиц, их заменяющих), являющееся юридическим подтверждением выбора обучающихся данной формы использования вариативной части учебного плана.
4.5. Вводимые в действие факультативные курсы должны иметь программное обеспечение. 4.6. Комплектование групп по изучению факультативных курсов проводится учителем, ведущим факультатив, зачисление осуществляется приказом директором школы не позднее 01 сентября.